Почему в современном мире власть интерпретации оказывается сильнее власти факта?
Почему perception is reality?
А так просто легче.
Не думать, перепроверяя как факты, так и их интерпретации, включая осознанное отслеживание применяемых процедур, источников, контекстов, а просто воспринимать.
Может быть потом ещё что-то ощущать и кому-то пересылать (не для обсуждения и перепроверки, поиска нестыковок и возможностей использования, а для совместного воспроизведения ранее созданных кем-то образцов восприятия, фильтрации и интерпретации, т.е. стереотипов).
В каждом из нас есть такие «отпечатки», но текст на этой печатной машинке пишем не всегда мы сами.
Иногда лень и не хватает энергии, нет понимания, что и как «печатать», воображение не поставляет рабочие образы, а те, которые внедрены Голливудом, Нетфликсом и Instagram не осмыслены и не помогают (разъём вилки и розетки не совпадает), нет цепкости к деталям, объёмности памяти, самостоятельности и ответственности за выбор.
Мышление – кризисная технология и включается только в случаях отказа «отпечатков», но и тогда сначала идёт попытка решить проблему их перебором и комбинациями (эвристика). Однако, на это необходимы усилия и время.
И возможны значительные ошибки при принятии решений (Дэниель Канеман за их рассмотрение и классификацию получил Нобелевскую премию).
Активное сознание, способное к быстрым преобразованиям и новым решениям, требует какой-то своей «электростанции» (ценности, мотивы, возможности, инструменты). Точнее, постоянного поддержания её в работосопобном состоянии, с вводом в эксплуатацию новых энергоблоков.
Такой деятельности применительно к современной неопределенности и высокотехнологичным атакам на психику не обучают на достаточном уровне в образовательных организациях и на рабочих местах, поэтому множество современников под воздействием эмоций, усталости и информационной перегруженности пребывает в забвении и взволнованном ожидании новой интерпретации от кого-то внешнего, яркого, авторитетного и значительного. Не хватает собственных аргументов в общении, возникает желание взять их где-то напрокат.
Экономия собственных усилий, сильно растраченных и ежедневно теряемых на различных «поглотителях времени, сил и здравомыслия», вытесняет ценность самостоятельного взаимодействия с фактами и интерпретациями.
Т.к. из них нужно тщательно строить себе дом для проживания (картину мира), когда вокруг массово, быстро и со скидкой въезжают в виртуальные нумера или арендуют квартиры с Wi-Fi и 4K, скупив у коллективного инфоцыгана Morpheus все синие таблетки оптом по акции.
Как выяснилось, синяя синтетика действует недолго и за продление «подписки» приходится отдавать всё больше своей самостоятельности и осознанности.
И очередную «книгу жизни» вновь печатает кто-то чужой.
Выход за рамки навязанных сценариев есть. Поиск фактов (включая информационные – такой-то источник в такое-то время сообщил такое-то содержание по такому-то поводу), их верификация, собственные интерпретации и их проверка реальностью.
Даже если понимание происходящих событий в силу их многослойности и закрытости – иллюзия, как и уверенность в том, что их можно понять хотя бы частично и на принципиальном уровне, то пусть тогда все этапы продвижения в этом зеркальном лабиринте и саде ветвящихся тропинок будут пройдены лично, с фиксацией всех промежуточных остановок и поворотов, а не «перемещением на два хода вперёд», «десять назад», как в настольной игре, где кости бросает неизвестный игрок, коротающий время.
Фактом будет создание собственных «отпечатков, дома (картины/атласа мира), электростанции для сознания и книги/сериала об этом увлекательном процессе».
Собственных не в смысле получения и обладания привилегированным (тайным) «знанием», возвышающимся над представлениями окружающих. А в смысле – созданных личными когнитивными усилиями и максимально конструктивным взаимодействием с результатами схожих усилий тех, кто ищет возможность не оказаться под властью экспортированных, навязанных и некачественных интерпретаций.