Дело в том, что предыдущий текст и данный родились вот из этой заметки в ТГ канале Рокота.
Краткая суть:
- Вытащили мнение некомпетентного идиота.
В комментах разверзся ад. У нас все специалисты по психологии. В том числе по экстремальной. Но видно что опыта общения с людьми "после войны" достаточно.
К аудитории претензий нет никаких. Вообще. Мне самому захотелось проникновенно "специалисту" в лицо посмотреть.
И вот что хочется сказать.
Я "никто" и звать меня "никак" но...
Дорогие психиатры. Психологи и психотерапевты. А так же примазавшиеся и причастные. В нашей истории уже были прецеденты. Когда целые поколения были отторгнуты и изгнаны из общества. Как социально-опасные. Названы уродами. Больными. Ветераны Афганистана. Чеченских кампаний, кучи локальных конфликтов 90-х. И эти люди таковыми стали, потому что общество напугали тем что они неадекватные, агрессивные, убивали других людей. Они стали такими не потому что хотели, а потому что... А что еще было делать то? Надо ж как то выживать когда на тебя все смотрят как на опасного больного психа. Когда невозможно устроиться на работу. Когда надо скрывать то чем ты годишься. Когда нужно стыдиться того кто ты есть.
Не повторяйте тех ошибок. Не знаете что сказать, когда к вам приходят с вопросами о ПТСР и реабилитации тех кто вернулся с СВО? Молчите. Умными окажетесь. Не надо проецировать свои страхи, которые не имеют никакого отношения к реальности, на людей которые ни в чем не виноваты. И не надо дискредитировать свою профессию. На минуточку, профессию поддерживающую. Настолько, что потом никто кто отслужил и отвоевал не пойдет к специалисту. С вполне разумной логикой:
- Что этот гражданский может понимать в том что я прошел?
Скольких людей вы оттолкнете от желания обратиться за помощью - неизвестно. Вам за них не отвечать, вы о них никогда не узнаете. Равно как и не узнают о них и ваши более опытные и грамотные коллеги, которые могли бы помочь. Если бы вы не испортили отношение к профессии.
Если вы говорите об опасности вернувшихся. То говорите всю правду. О том что они опасны для самих себя. Для своих близких. Не потому что убьют или покалечат. А потому что не понимая что с ними происходит - оттолкнут их. Не примут помощи. Разорвут отношения. Разрушат близость. Бросят работу, сломают свою жизнь и жизни близких. А те кто хотят им помочь не смогут дать им нужную помощь и поддержку. Вот это страшно. То что человек останется один, брошенный наедине с собой и с своим непониманием того:
- Что я сделал не так, если я сделал все что от меня требовалось.
И отвергнутые ими близкие, останутся с болью и обидой на то, что они не смогли помочь, и их помощь была недостаточной.
Вот в чем опасность. А не в том что он возьмет оружие, и пойдет кого-то там убивать. Взяв в руки оружие, он скорее всего убьет себя. Потому что для формирования полноценной ненависти к окружающему социуму, нужно изначально обладать вполне определенными параметрами. И обладающих такими параметрами не так много. То есть потенциальных персонажей фильма "Рембо Первая кровь", которые пойдут крошить весь мир вокруг себя, мстя за свою боль - считанные единицы.
Большинство загнавшись в состояние той же депрессии, или эскалированной ОСР, либо сломают все свои связи с внешним миром, либо просто убьют себя. И вот в этом главная опасность. Получить на выходе большое количество людей которые либо будут отторгнуты социумом (что учитывая нынешний настрой маловероятно), либо сами себя отторгнут не в силах принять себя и свой опыт. И вот это страшно.
Повторюсь. то что сейчас отношение в социуме к участникам СВО совсем иное, нежели к ветеранам афганской и чеченской и прочих кампаний - это факт. Это существенно облегчит адаптацию и возвращение домой и в мирный быт.
Но это не отменяет, что будет пласт людей которым нужна будет помощь и поддержка специалистов.
И мудаки, как упомянутый по ссылке, дискредитируют саму идею психологической и психотерапевтической помощи таким людям.
#психология_людей #ПТСР