Интересы в Азии, а столица в Москве — несостыковка?

Олег Дерипаска в очередной раз отменяет Москву. Сибирь, по мнению олигарха, идеально подходит на роль новой столицы России — и посередине находится, и ресурсы есть, и интеграция с Азиатско-Тихоокеанским регионом будет удобнее.

Исторически перенос столиц — вопрос скорее про политику, а не про экономику. Чтобы перераспределить влияние элит, избавиться от негативного исторического наследия, столицы часто не только переносятся, но и строятся с нуля.

Исторически роль центра британских владений в Индии выполняла Калькутта. Но к концу XIX века там сосредоточились революционные движения, из-за чего Британия была вынуждена организовать новый «центр» в Нью-Дели. Сейчас власти Египта достраивают новую столицу взамен перенаселенному Каиру. Из 100 млн египтян в Каире живут 20 млн, со всеми сопутствующими бедами урбанистики. Но вряд ли пробки повлияли на решение властей сильнее, чем революции и восстания последних лет, начинавшиеся именно в Каире.

По этой же причине РФ невыгодно переносить столицу в Новосибирск — город располагается в одном из самых протестных регионов. Красноярск в этом контексте выглядит более приятной альтернативой Москве и сибирским соседям.

Разгрузить нерезиновую рано или поздно действительно придется. Для примера, Джакарта начала буквально тонуть из-за своего бурного роста, а транспортные проблемы стали отпугивать инвесторов. Москва, конечно, под воду не уйдет, однако и расширяться вечно не сможет. Да и перераспределять доходы между субъектами необходимо.

Бразилия и Австралия в свое время построили новые столицы с нуля, именно для того, чтобы создать новые центры притяжения в малонаселенных регионах.

Сценарий с децентрализацией позволит экономически развиваться новым территориям. Смена столицы — это не только передислокация бюрократического аппарата, но и создание новой точки притяжения для бизнеса. В условиях «разворота» России на Восток здесь поможет именно Сибирь. Только регион экономически раскачивается очень долго, да и стратегии с четкими целями и задачами, направленными на его оживление, тоже нет. Придание статуса столицы тому же Красноярску добавит всему СибФО инвестиционной привлекательности, за которой последуют и развитие инфраструктуры, и рост численности населения и вовлечение в политику АТР.

Обратной стороной медали, конечно, станут расходы на перенос, переезд корпораций и консульств. К тому же всей экономике придется перестраиваться, вплоть до адаптации под резко континентальный сибирский климат. Сейчас Москва является главным логистическим хабом России, научным, образовательным центром, с наиболее развитой сферой услуг, социалкой, транспортом и всем прочим. Построить такую же инфраструктуру с нуля (или с текущего уровня многих сибирских городов) — это не только деньги, но и время. Процесс этой перестройки, особенно в кризисный период — несет в себе огромное количество рисков.