Почему новые решения так медленно приходят в войска
Старый ОрнитологJuly 02, 2023
Разберем на примере технологий связанных с интернетом. Например технологий ведения информационных войн. Есть всего несколько вариантов инициирования разработки нового вооружения.
Первое вариант это когда органы военного управления где-то на уровне не ниже ЗНГШ видят потребность и сами проявляют инициативу. Тут важен «уровень» принятия решений. Если он таков или выше, то решение будет принято достаточно быстро. Но проблема в том, что на этом уровне находятся довольно возрастные функционеры, которые про интернет мало что знают кроме того, что он есть. И они не могут ни осознать проблему, ни что еще хуже корректно сформулировать задачу подчиненным. И подсознательно понимая свою отсталость панически боятся:
- показать свою несостоятельность и как следствие потерять теплое кресло;
- что более продвинутые подчиненные их обманут, а отвечать им.
Второй вариант это когда предприятия, традиционно создающие что-то для вооруженных сил, предлагают решение или обоснованный план по его созданию. Но предприятиям это всегда лишняя головная боль и немалые затраты без каких-либо гарантий возврата, а по тому с такими инициативами они выходят только при сильнейшем адмресурсе.
Третий вариант это когда исполнители в ВС видят проблему, понимают варианты ее решения и предлагают «промышленности» разработать изделие. Они потребность в новом чувствуют на себе. Кажется все логично, но вот такой уровень инициатора не предусматривает наличие у него административного ресурса, а по тому за редчайшим исключением такая инициатива заканчивается ничем. Исполнители это прекрасно понимают и даже не пытаются. А зачем тратить силы, нервы и личное время при условии того режима, в котором они сейчас работают?
Такой забюрократизированный механизм неплохо работает с традиционными вооружениями, защищая оборонное ведомство и его бюджет от шарлатанов и мошенников. Но вот в ситуации с новыми интернет-технологиями такой механизм уже становится тормозом в системе получения новых решений. Сейчас еще детальнее объясню почему.
Действие 1. Выявление потребности
Вначале необходимо провести научно-исследовательские работы, результатом которых будет ответ «да, есть проблема, да она решаема, копать в том направлении». Ведь нельзя-же верить на слово рядовому исполнителю, они такого могут напридумывать, что никаких бюджетов не хватит. Соответствующие исследования должны проводить доверенные организации. Слово «доверенные» в данном контексте обозначает, что организация должна быть подконтрольна ведомству, сотрудники в организации должны быть с соответствующими учеными званиями.
Исполнитель понимает, что нужно что-то менять. Он обращается к своему руководителю, который должен обосновать необходимость перед следующим начальником. И если исполнитель и его руководитель непосредственно работает с проблемой, понимают что и почему нужно, то на следующем уровне управления находятся ответственные работники, которые сами это не делали, соответствующего образования не имеют, и об интернете имеют представление на уровне обывателя. Просто нет на тех уровнял специалистов в области инфо-пси, да еще в интернете. Да и откуда им взяться, если нигде этому не учат в военных учреждениях (имитацию обучения не учитываем).
И вот ему нужно доказать потребность. Если он согласиться, что уже будет чудо, то уже он должен выйти с соответствующей инициативой к более высокому руководителю и уже ему обосновать. Этот более высокий руководитель еще меньше понимает, что такое интернет и как он функционирует. А ему нужно будет доказывать потребность еще менее компетентному руководителю. Мало того, ему вовсе не хочется дополнительных хлопот, проблем, еще не дай бог дураком себя выставит…. Плюс непростые взаимоотношения разных ветвей управления внутри ведомства. И посоветоваться не с кем. И зачем ему в такой ситуации ставить себя под удар? Проще отфутболить или положить под сукно.
Действие 2. Инициация НИР
Предположим, что случилось-таки чудо и получилось пройти все эти круги ада, а возрастные и очень осторожные функционеры толи по ошибке, толи по другой причине, подписали все нужные документы и инициатору удалось добиться соответствующего решения – инициировать НИР. Теперь вопрос в том, кто будет проводить этот НИР. Помните, организация должна быть доверенной и с соответствующим научным статусом. И это тоже оказывает не лучшее влияние. У нас нет научной школы по теме инфо-пси в интернете, а значит и соответствующих научных деятелей.
Нет-нет, кандидатских и докторских по соответствующим темам хватает, только вот всё это рассуждения о сферическом коне в вакууме, а не о реальных проблемах. Тема модная, возрастные академики ничего в этом не понимают, отчего-же не защититься навешав им на уши? Так-что разнообразных кандидатов-докторов хватает, только вот пользы от них и их работ никакой. И вот эти замечательные люди и будут проводить научно-исследовательские работы по проблеме, инициированной рядовым исполнителем. Как думаете какой будет результат такого исследования?
На все эти круги ада с убеждением руководителей на всех уровнях может уйти до полугода. И если повезет, то через полгода задание на исследование таки будет сформировано.
Действие 3. Формирование ТЗ на основе НИРа
И вновь без чуда не обойтись. Именно по тому, что нет в этих доверенных научных заведениях специалистов в данной предметной области, способных исследовать механизмы интернета, выявить закономерности и разработать нужные методики. На основе чего и должно быть сформировано техническое задание. И нет соответствующих специалистов в профильных научных заведениях по нескольким причинам. Одна указана выше – сочетание возраста и соответствующих компетенций. Но есть еще одна, влияющая не менее негативно на ситуацию. Какова зарплата толкового программиста, специализирующийся на работе с сервисами интернета? А знаете какая зарплата в тех-самых научных ведомственных заведениях? Да-да – никакой специалист среднего уровня не согласиться там работать. Причем проблема-то системная. Зачем молодим и толковым погружаться в это болото интриг и невежества если есть гораздо более простой, понятный и доходный путь самосовершенствования?
Вот в таких условиях и такими «профи» будут вестись исследования, формироваться техническое задание…. Не быстро все это будет осуществляться. Еще минимум поолгодика.
Действие 4. Создание решение
Положим чудо всё же случилось еще раз и некое научное заведение таки сформировало адекватное описание необходимого функционала основываясь на инженерных знаниях механизмов интернета, а не из умозрительных заключений слаборазбирающихся людей. Теперь это самое решение нужно создать. Процесс создания решения, реализующего новый функционал, само по себе непросто, но в данной ситуации на этот процесс накладывается еще один нюанс. Очень не маленький нюанс и называется он военная приёмка.
Военная приемка это приёмка готовых изделий со стороны представителя заказчика. Цель правильная – чтоб некондицию не подсовывали задорого. Но вот происходит это так, что сам процесс создания затягивается основательно. Кроме того, военная приемка подразумевает жесткий контроль над затратами исполнителя, вплоть до контроля затрат исполнителя. И вот тут начинается еще один трешь. Дело в том, что исполнитель попадает в ту-же ловушку, что и профильные НИИ. Зарплаты, установленные заказчиком в среднем в два раза ниже рыночных. И каких специалистов может нанять в этом случае исполнитель? А вот исполнителей соответствующей квалификации, в основном джунов, которые набравшись опыта сваливают на более высокие зарплаты.
А также вновь возникает проблема квалификации лиц, которые должны принимать продукцию. Их нет, зарплата трехкопеечная и вот люди согласившиеся на такие условия и осуществляют военную приемку.
https://graph.org/Pochemu-novye-resheni … jska-07-02