Отражение в отражениях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Отражение в отражениях » Заметки на память » Революционно-ленинское


Революционно-ленинское

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Ленин и Троцкий

https://cyberleninka.ru/article/n/lenin … evolyutsii

Успехи большевиков в привлечении на свою сторону широких масс летом и осенью 1917 г. во многом были обусловлены их популизмом. Например, обещая выход из войны, большевики играли на самой болезненной струне измученного бедствиями народа и армии, однако их планы «демократического мира» в тех условиях были заведомо невыполнимы.

Возможно было, как потом и случилось, лишь достижение сепаратного мира путем существенных уступок противнику.

Большевики практически солидаризировались с националистическими сепаратистскими движениями на окраинах Российской империи. Используя лозунг «самоопределение вплоть до отделения», Ленин стремился достичь главной цели — получить власть. Но провозглашение лозунгов о самоопределении не означало, что большевики действительно готовы разрушить многонациональное российское государство.

Как показало дальнейшее развитие событий, они сделали многое для его сохранения, однако им и самим пришлось столкнуться с последствиями своей предреволюционной «самоопределенческой» риторики.

0

2

Н. Бердяев, характеризуя Временное правительство, отмечал, что оно «провозгласило отвлеченные гуманные принципы, отвлеченные начала права, в которых не было никакой организующей силы, не было энергии, заражающей массы.

Временное правительство возложило свои надежды на учредительное собрание, идее которого было доктринерски предано, оно в атмосфере разложения, хаоса и анархии хотело из благородного чувства продолжать войну до победного конца, в то время как солдаты готовы были бежать с фронта и превратить войну национальную в войну социальную. Положение Временного правительства было настолько тяжелым и безысходным, что вряд ли можно его строго судить и обвинять. Керенский был лишь человеком революции ее первой стадии.

Никогда в стихии революции, и особенно революции созданной войной, не могут торжествовать люди умеренных, либеральных, гуманитарных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда, а не для революционной эпохи. В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре. Только диктатура могла остановить процесс окончательного разложения и торжества хаоса и анархии» (Бердяев, 1990а, с. 114).

0

3

После провала выступления генерала Корнилова Троцкий вышел, как и другие арестованные большевики, из заключения. Он активно включился в политическую деятельность. Вновь становится актуальным ленинский лозунг «Вся власть Советам!». Троцкий возглавил Петроградский совет и использовал свое положение для подготовки насильственного переворота.

Для Троцкого, как и для Ленина, не было сомнений, что время для установления диктатуры пролетариата пришло. Как и Ленин, Троцкий искусно жонглирует понятиями диктатура и демократия. Для них «диктатура пролетариата» означает высший тип демократии. Нередко в работах Троцкого термины «рабочая демократия» и «диктатура пролетариата» используются как синонимы. Но вожди пролетариата понимали и не скрывали того, что в практической действительности им придется использовать диктаторские методы. «Диктатура пролетариата, — подчеркивал Ленин, — дает ряд изъятий из свободы по отношению к угнетателям, эксплуататорам и капиталистам. Их мы должны подавить, чтобы освободить человечество от наемного рабства, их сопротивление надо сломить силой, — ясно, что там, где есть подавление, есть насилие, нет свободы, нет демократии» (Ленин, 1969б, с. 89).

0

4

Динамику развития революционного процесса в самой России Ленин пытался объяснить исходя из своей прежней схемы «перерастания демократической революции в социалистическую». Главное содержание революционного процесса до лета-осени 1918 г. он видел в окончательном решении задач буржуазно-демократической революции. «Победившая большевистская революция — писал Ленин, — означала конец колебаний, означала полное разрушение монархии и помещичьего землевладения (до Октябрьской революции оно не было разрушено). Буржуазная революция была нами доведена до конца. Крестьянство шло за нами в целом. Его антагонизм к социалистическому пролетариату не мог обнаружиться в один момент. Советы объединяли крестьянство вообще. Классовое деление внутри крестьянства еще не назрело, еще не вылилось наружу» (Ленин, 1969и, с. 313).

0

5

«Перегруппировка классовых сил», т. е. переход от «революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства» к «диктатуре пролетариата», произошла в реальной российской действительности тогда, когда официально «диктатура пролетариата» уже существовала. Это происходило в условиях обострения политической борьбы и Гражданской войны летом 1918 г, мятежей чехословацкого корпуса, левых эсеров и начала периода «военного коммунизма». «Через год после пролетарской революции в столицах, — отмечал Ленин в 1918 году, — наступила, под ее влиянием и при ее помощи, пролетарская революция в деревенских захолустьях, которая окончательно укрепила Советскую власть и большевизм, окончательно доказала, что внутри страны нет сил против него. Завершив буржуазно-демократическую революцию вместе с крестьянством вообще, пролетариат России перешел окончательно к революции социалистической, когда ему удалось расколоть деревню, присоединить к себе ее пролетариев и полупролетариев, объединить их против кулаков и буржуазии, в том числе крестьянской буржуазии» (Ленин, 1969и, с. 315). В действительности и Ленин, и Троцкий, и другие лидеры большевиков, как, впрочем, и вся русская революционная интеллигенция, совершенно не разбирались в закономерностях функционирования аграрной экономики и были плохо знакомы с реалиями российской деревни. Большевистский Декрет о земле передал общинному крестьянству помещичью землю и тем самым полностью ликвидировал основу самого затяжного и острого социального конфликта предреволюционной России. Одновременно аграрная революция уничтожила итоги столыпинских реформ.

Гражданская война, охватившая всю страну, воспринималась большевиками как часть всемирного конфликта между пролетариатом и буржуазией. Такие же «классы» виделись им в качестве главных противников гражданской войны в российской деревне. В реальности социальная структура деревни стала еще более однородной, чем она была до октябрьского переворота, поскольку состояла почти сплошь из крестьян-общинников, в экономическом положении которых не было существенных различий. В такой ситуации на роль сельского «пролетариата и полупролетариата» были выбраны деревенские маргиналы и пауперы, часто с асоциальным образом жизни.

Летом 1918 г. территорию, подконтрольную большевикам, охватили самые массовые за всю историю Центральной России крестьянские восстания. Поскольку крестьянство составляло тогда большую часть населения страны, удержаться у власти большевикам помогли, во-первых, традиционно присущие крестьянским движениям неорганизованность и локальный характер, во-вторых, отсутствие у лидеров белогвардейского движения позитивной программы по аграрному вопросу. Аграрная политика большевиков в первые послереволюционные годы привела к катастрофическим последствиям и для села, и для города. Несмотря на все репрессивные меры, и сельское, и городское население страдало от голода. Но до поры до времени Ленин предпочитал этого не замечать и в своих публичных выступлениях придерживался выработанной еще в дореволюционные годы абстрактной теоретической схемы «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую».

0

6

На практике же сбылись прогнозы критиков Ленина и большевиков. Попытки перескочить к «социалистическим преобразованиям» в обстановке гражданской войны и иностранной интервенции, в условиях, когда надежды на победу революции в развитых странах Европы не оправдали себя, закончились поражением. Осенью 1921 г. Ленин вынужден был признать: «Отчасти под влиянием нахлынувших на нас военных задач и того, казалось бы, отчаянного положения, в котором находилась тогда республика в момент окончания империалистической войны, под влиянием этих обстоятельств и ряда других мы сделали ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное количество хлеба, а мы разверстаем его по заводам и фабрикам, — и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение» (Ленин, 1970б, с. 157). Реальности экономической жизни оказались намного сложнее военно-политической борьбы.

0

7

В целом в течение первых лет после октября 1917 г., несмотря на отдельные разногласия, в частности по поводу заключения Брестского мира, между Лениным и Троцким установилось тесное политическое сотрудничество. В этот период Ленин и Троцкий должны были решить проблему положения «рабочего правительства» в крестьянской стране, настроившему против себя «социалистическими преобразованиями» большую часть населения. Об этой проблеме Троцкий заявлял еще в период первой русской революции и надеялся, что она будет разрешена на «арене мировой революции пролетариата». Поэтому оба вождя Октябрьской революции в 1917-1919 гг. напряженно ожидали начала этой революции, причем представляли ее в традиционном для марксистов виде — как победу пролетариата в передовых странах Запада. Когда стало ясно, что их надежды не оправдались, Ленин призвал своих сторонников обратить внимание на Восток, о чем и заявил на II съезде коммунистических организаций народов Востока. Фактически Ленин вернулся к оригинальной концепции «мировой революции», разработанной им в 1915-1916 гг. и предполагавшей привлечь для коммунистического преобразования мира национально-освободительные движения в колониальных и полуколониальных странах. Троцкий, ранее игнорировавший проблематику национальных движений на колониальной периферии, активно поддержал разворот Коминтерна в сторону стран Востока и как председатель Реввоенсовета РСФСР стал планировать поход Красной Армии в Индию.

0

8

Но и расчет на активизацию революционных движений в странах Востока, так же как до этого в странах Запада, не оправдался. К 1922 г. большевики осознали, что надо пересматривать внутреннюю и внешнюю политику, искать путь достижения своих целей в новых реалиях.

Ленин в последних работах в общих чертах набрасывает план модернизации России при сохранении сложившейся политической системы, но при заимствовании индустриальных технологий на капиталистическом Западе, что требовало нормализации отношений с внешним миром.

Выполнить свой план Ленин не смог, так как уже в 1923 г. отошел от активной деятельности, а в 1924 г. скончался. После ухода лидера среди большевиков развернулась борьба за власть.

Троцкий, сохранивший ореол одного из «вождей Октября», рассчитывал выйти из этой борьбы победителем, но переоценил свое влияние. Реальным преемником Ленина оказался Сталин, которого Троцкий откровенно недолюбливал и презирал. Шаг за шагом Троцкий лишился всех формальных и неформальных атрибутов, приобретенных за годы после Октябрьской революции. В итоге, как и во времена царского самодержавия, он оказался в эмиграции.

0

9

Находясь за границей, в многочисленных публикациях Троцкий обвинял новое советское руководство в отходе от идей Ленина, представляя себя как их единственного последовательного сторонника и защитника (Троцкий, 1991).

Но во многом это определялось уязвленным самолюбием бывшего «демона революции». На самом деле Сталин продолжил дело Ленина, но в новых исторических условиях.

Сталин не реализовывал предреволюционные теоретические проекты, а строил то, что можно было построить в тогдашней России и в тогдашних условиях.

Наступил принципиально иной этап развития, на котором Троцкий стал не нужен большевистской партии.

«Л. Троцкий, — отмечал Н. Бердяев, — еще революционер в старом смысле слова, в смысле XIX века. Он не подходит к конструктивному периоду коммунистической революции. Его идея перманентной революции есть романтическая идея. Троцкий придает еще значение индивидуальности, он думает, что возможно индивидуальное мнение, индивидуальная критика, индивидуальная инициатива, он верит в роль героических революционных личностей, он презирает посредственность и бездарность. Неслучайно его обвинили в индивидуализме и аристократизме» (Бердяев, 1990б, с. 81).

В 1940 г. Троцкий был убит в результате специальной операции советской разведки, проведенной по прямому указанию Сталина. Пока Троцкий был в эмиграции, его имя в Советском Союзе и в международном коммунистическом движении упоминалось в негативном смысле, оно стало синонимом предательства и самых невероятных преступлений. Судьба Троцкого еще раз подтвердила формулу, родившуюся еще на опыте Франции, — «революция пожирает своих детей».

0

10

Статья посвящена сравнительному анализу теоретических представлений В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого о характере и перспективах революции в России. Отмечается, что уже в период первой русской революции идейно-теоретические взгляды Ленина и Троцкого были близки, хотя и не идентичны.

В политической деятельности до октября 1917 г. Ленин и Троцкий принадлежали к разным направлениям российского социал-демократического движения.

Автор статьи обращает внимание на то, что их политическое сближение произошло в 1917 г. на основе совпадения взглядов на перспективы русской революции. Троцкий к тому времени не был идеологом какой-либо политической партии и вынужден был признать лидерство Ленина и присоединиться к большевикам.

Отмечается, что Ленин, определяя стратегию большевиков накануне и во время Октябрьской революции, использовал некоторые идеи Троцкого, и, несмотря на разногласия, они сохраняли тесное политическое сотрудничество и после Октябрьской революции.

Далее констатируется, что политика большевиков к началу 1920-х годов зашла в тупик и Ленин попытался разработать новую стратегию, но реализовать ее ни Ленин, ни Троцкий не смогли.

После смерти Ленина Троцкий потерпел поражение во внутриполитической борьбе и вынужден был эмигрировать. Роль Л. Д. Троцкого в качестве одного из вождей Октябрьской революции была предана забвению.

0

11

В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий были яркими представителями леворадикального крыла российского и международного социал-демократического движения начала XX в. Будучи старше, Ленин раньше, чем Троцкий, включился в практическую политическую деятельность и занялся теоретическими исследованиями соответствующих политических проблем.

Завершая работу, посвященную полемике с неонародниками, Ленин провозгласил кредо, которому сохранял верность все последующие годы: «Русский РАБОЧИЙ, поднявшись во главе всех демократических элементов, свалит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ (рядом с пролетариатом ВСЕХ СТРАН) прямой дорогой открытой политической борьбы к ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» (Ленин, 1967, с. 312).

Оставаясь последовательным сторонником революционной версии марксизма, В. И. Ленин избирательно относился к теоретическому наследию К. Маркса и Ф. Энгельса. Одни идеи классиков он твердо защищал, не допуская какого-либо отступления от них, другие же мог интерпретировать по-своему, в зависимости от текущей политической конъюнктуры. Предлагал Ленин и собственные оригинальные тезисы, отличавшиеся от представлений сторонников ортодоксального марксизма.

Одной из оригинальных политических идей В. И. Ленина стало «учение о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую».

Он понимал, что с точки зрения классического марксизма и объективные, и субъективные условия для победы социалистической революции в России отсутствовали, но все же решил провозгласить курс на переход от демократической революции к революции социалистической.

В процессе «перерастания» демократической революции в социалистическую В. И. Ленин считал необходимым осуществить «перегруппировку социально-классовых сил», суть которой была следующей: «Пролетариат должен провести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (Ленин, 1960, с. 90).

Другая оригинальная идея Ленина была связана с вопросом о власти. В результате демократической революции, по его мнению, утвердится революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, которая не затронет основ капитализма, а лишь создаст условия для борьбы за социализм.

Г. В. Плеханов нередко называл идеи В. И. Ленина бредом (Плеханов, 1991, с. 170-179). Ссылаясь на работу Ф. Энгельса «Крестьянская война в Германии», он считал, что, руководствуясь ленинскими идеями, русские революционеры могут оказаться в катастрофической ситуации и вынуждены будут делать не то, что вытекает из марксистской теории, а то, что диктуют реальные условия и обстоятельства, в которых они действуют.

Взгляды на характер и перспективы русской революции у Л. Д. Троцкого в 1904-1906 гг. были близки к ленинским, несмотря на то что к этому времени пути Ленина и Троцкого в российском социал-демократическом движении разошлись. Изначально Ленин и Троцкий были соратниками. На II съезде РСДРП, когда произошел раскол на большевиков и меньшевиков, Троцкий примкнул к ленинской фракции. Позже Троцкий оказался среди меньшевиков. Однако меньшевиком он числился лишь формально. Реально вплоть до 1917 г. Л. Д. Троцкий занимал обособленную позицию в рамках российского социал-демократического движения. По многим текущим политическим и внутрипартийным вопросам он вел весьма острые споры с Лениным и большевиками, но в теоретическом отношении оставался к ним близок. Как и Ленин, Троцкий отверг меньшевистскую трактовку русской революции как буржуазной, призванной привести к власти либерально-политические силы.

В отличие от западных ортодоксальных марксистов и русских меньшевиков, Троцкий полагал, что характер революции зависит не только от уровня технологического развития и степени зрелости капиталистических отношений, но и от совокупности социальных, политических, психологических и иных факторов. «Пролетариат растет и крепнет вместе с ростом капитализма, — утверждал Троцкий. — В этом смысле развитие капитализма есть развитие пролетариата к диктатуре. Но день и час, когда власть перейдет в руки рабочего класса, зависит непосредственно не от уровня производительных сил, а от отношений классовой борьбы, от международной ситуации, наконец, от ряда субъективных моментов: традиции, инициативы, боевой готовности» (Троцкий, 1990, с. 94).

Троцкий считал свои взгляды более соответствующими марксизму, нежели взгляды его оппонентов: «Представление о какой-то автоматической зависимости пролетарской диктатуры от технических сил и средств страны представляет собой предрассудок упрощенного до крайности "экономического" материализма. С марксизмом такой взгляд не имеет ничего общего» (Троцкий, 1990, с. 95). Исходя из этого Троцкий сделал следующий вывод: «Русская революция создает, на наш взгляд, такие условия, при которых власть может (при победе революции — должна) перейти в руки пролетариата, прежде чем политики буржуазного либерализма получат возможность в полном виде развернуть свой государственный гений» (Троцкий, 1990, с. 95). В этом пункте позиции Ленина и Троцкого совпадали практически полностью.

Сходны были также представления Ленина и Троцкого о составе будущего революционного правительства на первом этапе его существования. Хотя в тот период Троцкий не использовал изобретенную Лениным формулу о «революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства», но, по сути, он тоже допускал возможность включения в состав послереволюционного правительства «непролетарских» политических сил при «ведущей», как и в формуле Ленина, роли пролетариата.

Л. Д. Троцкий рассматривал динамику развития революционного процесса точно также, как и В. И. Ленин, в движении к победе «пролетарской» революции. Но он резко отвергал ленинский тезис о «диктатуре пролетариата и крестьянства». «Суть не в том, — утверждал Троцкий, — считаем ли мы ее принципиально допустимой, "хотим мы или не хотим" такой формы политической кооперации. Но мы считаем ее неосуществимой — по крайней мере, в прямом и непосредственном смысле» (Троцкий, 1990, с. 99). Это было отдельным выпадом против формулы Ленина, принципиальных же различий в их взглядах на характер русской революции не было. Оба политических лидера полагали, что за первым «демократическим» этапом революции последует следующий, более высокий «социалистический» этап.

В период революции 1905-1907 гг. различия между Лениным и Троцким были не столько в теоретических воззрениях, сколько в практической политической деятельности. Ленин был признанным лидером большевиков, но не обладал большим весом в российской политике. Троцкий же не имел сколько-нибудь заметной группы сторонников внутри социал-демократической партии, но реализовывал свои амбиции лидерства на поле публичной политики. Он приобрел известность как один из руководителей Петербургского совета. Но и в области революционной теории некоторые различия между этими политическими лидерами были. В работах и в выступлениях Ленина того периода отсутствует международный контекст русской революции. Троцкий, напротив, уже тогда придавал ему первостепенное значение.

Троцкистская концепция перманентной, или непрерывной революции восходила к идеям К. Маркса и Ф. Энгельса (Маркс, Энгельс, 1955). Под непрерывной революцией Маркс и Энгельс понимали два измерения революционного процесса: внутреннее и международное. Во внутриполитическом аспекте непрерывная революция означала постоянную радикализацию революционного процесса, которая закончится утверждением у власти пролетариата. В международном аспекте непрерывная революция — процесс ее распространения от страны к стране до тех пор, пока пролетариат не одержит победу в ведущих государствах Европейского континента.

Раскрывая свое понимание «перманентной революции», Троцкий писал: «Мудреное название это выражало ту мысль, что русская революция, перед которой непосредственно стоят буржуазные цели, не сможет, однако, на них остановиться. Революция не сможет разрешить свои ближайшие буржуазные задачи иначе, как поставив у власти пролетариат. А этот последний, взявши в руки власть, не сможет ограничить себя буржуазными рамками революции. Наоборот, именно для обеспечения своей победы пролетарскому авангарду придется на первых же порах своего господства совершать глубочайшие вторжения не только в феодальную, но и в буржуазную собственность. При этом он придет во враждебные столкновения не только со всеми группировками буржуазии, которые поддерживали его на первых порах его революционной борьбы, но и с широкими массами крестьянства, при содействии которых он пришел к власти. Противоречия в положении рабочего правительства в отсталой стране, с подавляющим большинством крестьянского населения, смогут найти свое разрешение только в международном масштабе, на арене мировой революции пролетариата» (Троцкий, 1990, с. 147-148). Таким образом, уже в 1905 г.

Троцкий связывал перспективу русской революции исключительно с мировой революцией. Он выступил как адепт идеи мировой революции в то время, когда этот термин ушел из марксистского лексикона. В западноевропейской социал-демократии все большее влияние приобретала реформистская тенденция.

Ортодоксальные марксисты во главе с К. Каутским, признавая марксистскую теорию социальной революции, заявляли о том, что они не представляют партию, совершающую революции.

В. И. Ленин, также разделявший идею мировой революции, о ее практических перспективах, судя по его работам, в тот период не думал и не писал.

В основном взгляды Ленина и Троцкого на итоги и уроки первой русской революции совпадали, но это не привело их к идейному примирению и политическому сближению. Годы между окончанием Первой русской революции и началом Первой мировой войны отмечены острой конфронтацией между этими политическими лидерами. Ленин и Троцкий обменивались взаимными обвинениями и даже личными оскорблениями.

При этом Ленин укреплял свое лидерство среди большевиков, ставших с 1912 г. де-факто самостоятельной партией. Троцкий же оставался в положении «генерала без армии», так и не сумев сплотить вокруг себя сколько-нибудь серьезную группу сторонников.

Первая мировая война положила начало идейному и политическому сближению Ленина и Троцкого. Они оба сохранили верность марксизму и антивоенным документам II Интернационала. Ленин и Троцкий оказались среди сторонников немногочисленного интернационалистического крыла международного социал-демократического движения. Но личные контакты между ними были затруднены, поскольку Ленин находился в Швейцарии, а Троцкий — в Северной Америке.

Ленин вернулся в Россию с обогащенным теоретическим багажом, в отличие от Троцкого, сохранившего верность собственным постулатам периода 19051907 гг. В годы войны Ленин целенаправленно обратился к проблемам мировой революции. В отличие от Троцкого, взявшего практически без изменений концепцию Маркса и Энгельса, разработанную ими в середине XIX в., Ленин ее существенно переработал. Маркс и Энгельс ограничивали мировую революцию европейскими рамками, Ленин рассматривал ее как глобальный, действительно общемировой процесс, который должен был иметь сложную структуру и занять целую историческую эпоху (Ленин, 1969г; 1969д; 1969е). В рамках этой эпохи должен был происходить переход отдельных стран к социализму, но этот переход не может быть одновременным из-за различий между странами.

«Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма, — писал Ленин в работе "О лозунге Соединенных Штатов Европы". — Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране» (Ленин, 1969е, с. 354).

Об этом же пишет Ленин в статье «Военная программа пролетарской революции»: «Социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течение некоторого времени останутся буржуазными и добуржуазными» (Ленин, 1969а, с. 133). Тогда речь не шла о какой-либо конкретной стране. Но Ленин не исключал, что в условиях войны в России может сложиться революционная ситуация.

В первые военные годы большевистские лозунги, в которых выражались пожелания поражения в империалистической войне собственному правительству и превращения ее в войну гражданскую, оставались абстрактными. По мере нарастания военных трудностей, экономической и политической дестабилизации они обретали реальную основу. К 1917 г. революционный кризис назрел во многих государствах, участвовавших в Первой мировой войне, и в первую очередь в России. «Естественно, — отмечал в связи с этим Ленин, — что в царской России, где дезорганизация была самая чудовищная и где пролетариат самый революционный (не благодаря особым его качествам, а благодаря живым традициям "пятого года"), — революционный кризис разразился раньше всего.

Этот кризис был ускорен рядом самых тяжелых поражений, которые были нанесены России и ее союзникам. Поражения расшатали весь старый правительственный механизм и весь старый порядок, озлобили против него все классы населения, ожесточили армию, истребили в громадных размерах ее старый командующий состав заскорузло-дворянского и особенно гнилого чиновничьего характера, заменили его молодым, свежим, преимущественно буржуазным, разночинским, мелкобуржуазным. Прямо лакействующие перед буржуазией или просто бесхарактерные люди, которые кричали и вопили против "пораженчества", поставлены теперь перед фактом исторической связи поражения самой отсталой и самой варварской царской монархии и начала революционного пожара» (Ленин, 1969ж, с.15).

Февральская революция 1917 г была с точки зрения теории марксизма и взглядов Ленина буржуазно-демократической. Но произошла она и развивалась в условиях продолжавшейся войны, смещения традиционных социально-политических водоразделов, неравномерности решения назревших экономических и политических вопросов. Официальные рычаги власти перешли в руки Временного правительства. Параллельно стихийно сложилась система Советов, располагавшая первоначально большими возможностями действенного контроля над событиями, особенно на местах. В политическом плане сразу вслед за победой революции Россия продвинулась по пути демократизации дальше большинства развитых стран. Однако социально-экономические задачи революции остались нерешенными. Временное правительство не спешило с удовлетворением требований крестьян о решении земельного вопроса и остро стоявшего вопроса о мире. Напротив, оно стремилось в силу своего понимания союзнических обязательств к продолжению военных действий.

Советы, в которых первоначально ведущие позиции принадлежали меньшевикам и эсерам, постепенно уступали реальную власть Временному правительству. До приезда Ленина и его «Писем из далека» среди большевиков преобладало мнение, что буржуазно-демократическая революция завершилась, а Временное правительство является естественным политическим венцом революции. В работах Ленина 1905-1907 гг. речь шла о временном революционном правительстве как об органе «революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства» (Ленин, 1960).

Возвращение Ленина из эмиграции коренным образом изменило ситуацию. В одном из первых своих выступлений перед большевиками он так характеризовал особенности тогдашнего политического развития: «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства» (Ленин, 1969в, с. 106). Фактически это означало отказ от прежней концепции Ленина, поскольку отвергалось соглашение с другими социалистическими партиями, если они занимали отличные от большевиков позиции. Не случайно в этот период происходит сближение Ленина с Троцким, завершившееся вступлением последнего в большевистскую партию.

0

12

Ленин и Теория революции

https://cyberleninka.ru/article/n/teori … n646962144

«переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» [6. С. 133].

Состояние, когда общество готово к революции, В.И. Ленин определил как «революционная ситуация», но, в отличие от Каутского, дал ей совершенно иную характеристику. По Ленину существуют три признака революционной ситуации: 1) верхи не могут управлять по-старому, 2) низы не хотят жить по-старому и 3) складывается особое состояние, когда революционный класс способен на революционные действия [12. С. 300; 13. С. 219-220].

Третий пункт - революционная активность масс возникает в связи с обострением «выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов» [13. С. 219]. Но само по себе угнетение «как бы велико оно ни было, - это недостаточный фактор для революционного положения в стране. Как само по себе недостаточно и условие нежелания низов жить как прежде - требуется, чтобы и верхи уже не могли по-прежнему управлять [12. С. 300].

Революция, - утверждает Ленин, - невозможна без революционной ситуации, однако не каждая революционная ситуация обязательно ведет к революции [13. С. 219]. Первые два пункта - неспособность верхов и нежелание низов - Ленин считает объективными факторами (это оригинальная переработка идеи Маркса о конфликте способа производства и производительных сил). Третий - субъективным, но именно этот фактор решает вопрос об успешности революции, так как массовые революционные действия должны быть достаточно сильные, чтобы «сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не "упадет", если его не "уронят"» [13. С. 219-220].

Можно констатировать, что Ленин создал собственную оригинальную научную теорию революции.

Ленин: а) доработал определение и классификацию революций Маркса, которые не соответствовали логике и существующим реалиям; б) внес дополнения в проблему стадиальности революций и смены этапов; в) собрал замечания Маркса и Энгельса в определении понятия бонапартизм; г) предложил несколько иную концепцию социальной базы революций, которая нашла свое подтверждение не только в Русской революции, но и в большинстве революций XX в.; д) выдвинул принцип «революционной ситуации», без которой ни одна революция, несмотря ни на какие объективные причины, не произойдет; е) рассмотрел проблему причин революций не только в обязательной и объективной смене формаций в связи с конфликтом способа производства и производительных сил, но в свете различных социальных факторов (что, как принцип, легло в основу труда Пити-рима Сорокина и целого направления «социология революции», а также в смещении поиска причин революций у исследователей всего XX в. и начала XXI в. в сторону социальных факторов; ж) поддержал и развил идею Маркса о модернизации в революции, но выдвинул собственный принцип революции как инструмента ускоренной модернизации, который нашел как практических сторонников во всех революциях XX в., так и теоретических - в положениях модернизационной теории в теории революции, которая получила наибольшее развитие в 60-70-х гг. XX в. и ряд положений которой до сих пор являются структурообразующими во многих концепциях и достаточно популярными (в том числе идеи множественной модернизации и различных путях в модернизационных процессах); з) выдвинул принцип огромной роли политического фактора в революциях, что противоречило принципам Маркса о базисе и надстройке, но нашло подтверждение в десятках революций и большое количество адептов такого подхода в научной среде. Концептуальные идеи В. И. Ленина в теории революции оказали огромное влияние на дальнейшее развитие этого направления научной мысли.

0

13

Стратегия В.И. Ленина в национально-колониальном вопросе: современный взгляд

https://cyberleninka.ru/article/n/strat … yy-vzglyad

Стратегия В.И. Ленина в решении национально-колониального вопроса всегда представлялась охранительной школой советских историков альтруистичной, основанной на сопереживании тяжелой судьбе народов зависимых стран. Однако известно, что он был последовательным прагматиком и все действия большевиков подчинял, как он обычно подчеркивал, исключительно интересам пролетариата. При этом имелось в виду, что интересы пролетариата выражает его авангард - партия большевиков - в формулировках ее руководителей. Из этого следовало, что только вожди большевиков понимают во всем объеме интересы и стремления трудящихся масс.

*****

Изначально в наиболее общем виде в статье «Социалистическая революция и право наций на самоопределение» вопрос ставился так: усиление колониального гнета требует от социал-демократии «усиленного использования конфликтов, возникающих на этой почве, как поводов для массового действия и для революционных выступлений против буржуазии»

******

Поскольку ждать, когда восточный пролетариат самоопределится и встанет на ноги как самостоятельная политическая сила, было делом бесперспективным, а союзники Советской России и мировой революции требовались незамедлительно, то второй постулат Ленин формулирует следующим образом: «Социалисты должны самым решительным образом поддерживать наиболее революционные элементы буржуазно-демократических национально-освободительных движений в этих странах и помогать их восстанию, - а, при случае, их революционной войне против угнетающих их империалистических держав».

Неожиданный поворот. Только Ленин убедил социал-демократию, что самоопределения следует добиваться исключительно для пролетариата, как вдруг объявляет «самую решительную поддержку буржуазным националистам».

Видимо, памятуя конфуз с границами применения понятия самоопределения наций, Владимир Ильич неоднократно и обстоятельно комментирует позицию коммунистов в отношении национальной буржуазии. На II конгрессе Коминтерна он доложил результаты дискуссии в комиссии по национальному и колониальному вопросам, которая пришла к заключению о целесообразности называть [безусловные] «буржуазно-демократические» движения [условно] «национально-революционными».

******

После Первой мировой войны большевики решали проблемы освободительного движения в отношении сопредельных с Россией восточных стран в комплексе с безопасностью своих границ. Они осознавали тот факт, что в случае сохранения господства Англии и других держав в странах Азии в них будут созданы враждебные России режимы и она окажется полностью блокированной (изолированной) от внешнего мира. Поэтому были предприняты все меры, чтобы избежать возникновения такой ситуации. Развернулась ожесточенная борьба между державами, включая Советскую Россию, за господство в Азии. Разница была в том, что Англия подавляла освободительные движения, а Россия поддерживала их.

******

Значительные трудности в распространении идей коммунизма на Востоке создавало отсутствие там «сознательного пролетариата». Однако Ленин знал, как преодолеть и это препятствие. Не зря столько сил он отдавал созданию международной партии пролетариата -Коммунистического Интернационала. Именно он должен был стать инструментом оказания «интернациональной пролетариатской помощи братским народам Востока». Ленина не смущало, что деятельность Коминтерна и стоявшей за ним партии большевиков походила на экспорт революции. Такое понятие даже не рассматривалось. Все, что делали большевики и их коминтерновские эмиссары в странах Востока, называлось «братской помощью».

Одним из направлений такой помощи были «воспитание и организация всеми средствами» крестьянской стихии в духе коммунизма. Это позволяло не «перекрашивать», как предполагали, к примеру, монгольские визитеры к Ленину, национальные движения в коммунистические, а, условно говоря, даже не имея на то объективных предпосылок, развивать их до уровня коммунистических. Очевидно: предстояла гигантская парадоксальная работа, и парадокс заключался в том, что сам Ленин считал, что «крестьяне социалистами не являются», и сомневался, смогут ли вообще возникнуть на Востоке пролетарские партии.

Таким образом, четвертый постулат Ленина представлен в виде задачи коммунистическим организациям народов Востока: «.опираясь на общекоммунистическую теорию и практику, вам нужно, примеряясь к своеобразным условиям, которых нет в европейских странах, суметь применить эту теорию и практику к условиям, когда главной массой является крестьянство...» (с).

1 Ленин В.И. Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока // Полн. собр. соч., т. 39, с. 329.

Планы большевиков в отношении сопредельных стран Азии не ограничивались открытой дипломатией, они требовали развернуть широкомасштабную нелегальную работу внутри освободительного движения по созданию и организации деятельности коммунистических партий, а это приводило к последовательной дихотомии «условного и безусловного» в их действиях.

Кажется, на Востоке не существовало ни объективных, ни субъективных предпосылок для взращивания идей коммунизма, на которых настаивал В.И. Ленин. Но стоит внимательно вчитаться в его произведения по национально-колониальному вопросу, как начинаешь понимать, что для него это были условные понятия.

Нет экономической базы социализма, значит, следует ее создавать, не теряя времени, и «через определенные этапы развития» она будет создана.

Пролетариат численно, организационно и идеологически еще очень слаб или вообще отсутствует - ничего, нужно работать с теми, кто есть, перевести теорию коммунизма на язык, понятный другим слоям населения, научиться применять ее в условиях, где пролетариат не составляет большинства населения, применять ее в непривычных (не свойственных для нее) условиях.

Пролетариат из-за своей слабости не может возглавить освободительное движение, но рабочие передовых стран, стран-метрополий являются мощной интернациональной силой -поддержат, международная партия пролетариата - Коминтерн -поможет.

Основная масса населения следует за буржуазными националистами - пусть, и, пока следует, нужно всячески поддерживать революционное движение и внедряться в его руководство, а параллельно всемерно пропагандировать идеи социализма, развернуть массовую агитацию в их поддержку.

0


Вы здесь » Отражение в отражениях » Заметки на память » Революционно-ленинское